Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное дошкольное образование направлено на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода педагога и характерных для дошкольного периода видов деятельности, а также на достижение такого уровня развития ребенка, которое необходимо и будет достаточным для успешного освоения детьми начального образования [16].
Для достижения данных целей педагогу следует так организовать педагогический процесс, чтобы ребенок смог овладеть основными знаниями, умениями и навыками, характерными для дошкольного периода. Однако, педагогу не стоит забывать о том, что у ребенка необходимо воспитывать и определенные качества личности, способствующие успешности как в школе, так и в будущей жизни. Например, трудолюбие, ответственность, наблюдательность, нравственность, внимательность и т.д. Данные качества могут развиваться у детей в процессе организации педагогам различных видов деятельности (игровой, познавательной, творческой и т.д.).
Наиболее часто используемые в практической деятельности педагога дидактические игры, упражнения и другие формы организации деятельности детей направлены на развитие речи, мышления, внимания и памяти, при этом целенаправленная работа по формированию наблюдательности находится за пределами их внимания, и отходит на второй план, и в самом лучшем случае рассматривается как задача, сопровождающая развитие этих психических процессов.
В то же время развитие наблюдательности у детей дошкольного возраста является важной задачей, поскольку именно наблюдательность способствует формированию более сложных и развитых форм мыслительной деятельности. Современные исследователи утверждают, что наблюдательность поддается развитию уже в дошкольном возрасте, и поэтому ее необходимо тренировать при помощи соответствующих способов взаимодействия с детьми.
Любое познание начинается с живого созерцания, то есть с непосредственного восприятия окружающего мира. Природа играет большую роль в познавательной деятельности дошкольника и создает основу его умственного развития. Поэтому важным средством развития наблюдательности выступает окружающий мир, благодаря которому ребенок понимает как все устроено, его основные признаки и свойства, процессы и закономерности. А экологические наблюдения, позволяют более широко рассмотреть эти особенности и развить у дошкольников наблюдательность.
Таким образом, задача формирования наблюдательности у дошкольников и использование в образовательной в деятельности экологических наблюдений для развития этого качества является одной из главных задач дошкольного образования. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в определении: важности наблюдений в экологическом воспитании дошкольников.
Исходя из этого, цель данного исследования – выявить значимость и обосновать целесообразность использования наблюдений в целях развития экологического воспитания дошкольников.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Провести ретроспективный анализ проблемы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста;
2. Описать особенности развития наблюдательности в разные периоды дошкольного возраста;
3. Проанализировать особенности организации работы по развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитание;
4. Описать различные методы развития наблюдательности у дошкольников в процессе экологического воспитания.
Объект – процесс развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.
Предмет – методы наблюдения как средство развития экологического воспитания дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определена цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе проведен сравнительный анализ различных мнений исследователей в области психологии и педагогики для выявления значимости развития наблюдательности в дошкольном возрасте. Выявлена роль природы в развитии наблюдательности у детей дошкольного возраста. Описаны условия организации экологического образования в контексте развития наблюдательности.
Во второй главе курсовой работы представлен анализ разных методов дошкольного экологического воспитания: наглядный, словесный и практический метод.
В заключении представлены итоговые выводы по теме исследования.
Список литературы состоит из 19 литературных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие наблюдательности у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Такие известные отечественные психологи и педагоги, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, в своих трудах рассматривали наблюдательность как необходимое качество личности, формируемое в процессе обучения детей [8].
Н. И. Конюхов определяет наблюдательность как «качество личности, заключающееся в более высоком уровне развития внимания в той или иной деятельности; способность замечать и воспринимать малозаметные, но существенные для теоретического анализа явления» [11, с. 112].
По Д. Н. Ушакову, наблюдательность – это «способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов» [12, с. 268].
По А. В. Петровскому, наблюдательность раскрывается «как способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений» [12, с. 214].
Л. А. Регуш описывает наблюдательность как «психическое свойство, которое базируется на ощущении и восприятии, свойствами, условиями их протекания и является свойством сенсорной организации» [12, с. 112]. Наблюдательность подразумевает хорошо развитую чувствительность зрительных анализаторов, благодаря которой появляется возможность дифференциации, наблюдения едва заметных признаков, высокую абсолютную и относительную чувствительность.
Наблюдательность, как любое психическое свойство, – элемент сложной системы и имеет различные многоуровневые связи с многими сторонами психической жизни человека. С одной стороны, наблюдательность характеризуется строением и чувствительностью зрительных анализаторов, а с другой – особенностями памяти и мышления, а также включена в неделимую структуру психики человека через прошлый опыт, эмоциональные предпочтения, направленность [11]. Это и обуславливает возможность изучения наблюдательности как самостоятельного процесса.
К. Д. Ушинский считал развитие наблюдательности одной из значимых задач дошкольного образования и отмечал, что наблюдательность является важнейшим качеством ума. Он определял наблюдательность как способность видеть все свойства, качества и отношения предмета [19]. Ученый выделил два условия развития наблюдательности: наглядность обучения; системное и последовательное изложение информации.
Он считал, что при организации наблюдения за объектом или явлением педагогу следует направлять деятельность детей на поиск, перечисление и изложение признаков в таком порядке, в котором они находится перед глазами. Кроме того, наблюдение должно быть направлено на живое, активное восприятие, затрагивать ум и душу ребенка, вызывать любопытство, а не основываться на выспрашивании и перечислении фактов [13].
Наблюдательность проявляется в процессе любой деятельности, в различных жизненных ситуациях. Эта способность необходима человеку во всех видах деятельности: учебной, познавательной, трудовой и т.д. Развитие наблюдательности – важная задача становления познавательного и адекватного восприятия действительности.
Б. Г. Ананьев считал, что, развивая у детей наблюдательность и способность к наблюдению, педагог подготавливает их к будущей самостоятельной деятельности [1].
Но наблюдательность проявляется не только способностью к наблюдению, но и предполагает любознательность, пытливость, постоянное стремление узнавать новую информацию о предметах и явлениях. Она также способствует развитию таких способностей у человека, как выделение незаметных на первый взгляд признаков у предметов и явлений, умение замечать различия в схожих объектах, а также при изменении их положения в пространстве, при быстром движении, кроме того время восприятие существенных деталей существенно сокращается [2].
Наблюдательность как психическое свойство человека не является врожденной, она развивается в процессе выполнения различных видов деятельности. Современные ученые утверждают, что наблюдательность может развиваться уже в дошкольном возрасте, но для этого ее нужно тренировать, используя соответствующие способы взаимодействия с детьми.
На индивидуальные особенности развития наблюдательности оказывают влияние воспитание и обучение. Если при взаимодействии с ребенком взрослые давали ему возможность самостоятельно наблюдать, открывать для себя новое, то тогда к подростковому возрасту наблюдательность может сформироваться как свойство сенсорной организации. А если у человека отсутствовала возможность наблюдать в процессе взросления, то и данное свойство не будет развито.
Наблюдательность как качество личности формируется путем воспитания таких основных психических функций человека: ощущения, восприятия, внимания.
Чтобы стать наблюдательным, для начала необходимо научиться наблюдать. Но для того, чтобы превратить это умение в постоянное качество, необходима планомерная, целенаправленная, систематическая работа по его развитию. Поэтому следует использовать ряд упражнений, направленных на сравнение и сопоставление различных предметов, их сторон; выявление связей и взаимодействий предметов друг с другом; нахождение как можно больше особенностей предмета или явления; обнаружение самые ничтожных изменений в объектах наблюдения; выделение наиболее существенных признаков в воспринимаемых объектах [1].
Таким образом, окружающий мир является наилучшим средством развития наблюдательности у детей, так как природа – это доступное средство обучения, потому что окружает ребенка с первых дней жизни. Кроме того она наполнена множеством разнообразных объектов, которые способны реализовать процесс формирования наблюдательности у дошкольников в полной мере.
1.2. Развитие наблюдательности у детей дошкольного возраста
Психологи считают наблюдение сложной умственной деятельностью. В большей мере она присуща школьникам, но зарождается в дошкольном возрасте. Развитие её идёт успешнее под руководством взрослого. Даже совсем маленький ребёнок способен удержать своё внимание на предметах, которые его заинтересовали. В первую очередь это объекты живой природы.
Дошкольный возраст является важным этапом становления личности, кроме того, этот период характеризуется интенсивным развитием, совершенствованием психических и физических качеств ребенка.
В первые семь лет у дошкольников развиваются сенсорные ощущения, на основе которых формируется восприятие, в это время также происходит овладение телом, основными движениями. Важной особенностью данного возрастного периода является овладение ребенком речью. В совокупности восприятие, речь и движения являются источником развития интеллекта — переход от простейших мыслительных операций к наглядно-образному мышлению, а затем к логическому [4].
В первые месяцы жизни ребенок реагирует только на внешние раздражители. Интерес к окружающим его предметам проявляется в три месяца, а в 5-7 месяцев ребенок способен подробно исследовать предмет (осязание, вкус, обоняние, зрение).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Воспитание наблюдательности у школьников. – Ленинград: Лениздат, 2008. – 64 с.
2. Бузатанова С. К. Фенологические наблюдения как метод работы по формированию представлений о взаимосвязи живой и неживой природы у старших дошкольников [Электронный ресурс] // Проблемы теории и практи-ки современной науки. 2016. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25465115_34279458.pdf (дата обращения: 22.03.2022).
3. Ветрова В. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Питер, 2016. – 210 с.
4. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М.: Либроком, 2012. – 392 с.
5. Голдобина Л. В. Формирование представлений о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдений // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сб. ст. / гл. ред. Ш. М. - Х. Арсалиев. – 2017 г. – № 4. – С. 31-32.
6. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2018. – 326 с.
7. Залкинд Э. И. Руководство образованием представлений и понятий детей о природе на основе наблюдений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Э. И. Залкинд ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1951. – 35 с.
8. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей : учеб.-метод. пособие. – М.: Сфера, 2015. – 288 с.
9. Иванова А. И., Михайленко В. Я. Сезонные наблюдения в детском саду : метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.
10. Кондратьева Т. Н. Экологическое образование детей 6-7 лет в процессе сезонных наблюдений на прогулках в детском саду [Электронный ресурс] // Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе. 2016. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26764600_27252328.pdf (дата обращения: 22.03.2022).
11. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии : термины, законы, концепции, методы: справочное издание. – М. : Просвещение, 2015. – 412 с.
12. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. – М.: Сфера, 2017. – 208 с.
13. Крылова И. А. Развитие внимательности у старших дошкольников посредством осуществления сезонных наблюдений за природой [Электронный ресурс] // Психология состояний. 2016. URL:http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/109983/yush2016_144_149.pdf (дата обращения: 22.03.2022).
14. Лопатюк Е. А. Воспитание наблюдательности в процессе ознакомления дошкольников с природой [Электронный ресурс] // Научно-
методический электронный журнал «Концепт». 2016. URL: https://ekoncept.
ru/2016/46473.htm (дата обращения: 21.03.2022).
15. Малашенко, В. Ю. Формирование навыка произвольного наблюдения у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. ст. : в 6 ч. / гл. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа, 2017. Ч. 3. – С. 126-128.
16. Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 318 с.
17. Набатова О. В., Ставринова Н. Н. О необходимости и способах формирования наблюдательности у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки. – 2010. – № 7-2. – С. 84-92.
18. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 82 с.
19. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х томах. – М.: Педагогика, 1974. – 1024 с.